Детская гиперактивность – болезнь или издержки воспитания?
В редакцию журнала пришло письмо от новокузнечанки Натальи Крашковской, в котором она просит помощи и совета: «Моему сыну Никите недавно исполнилось три годика, и пришло время идти в детский сад. Сначала вроде бы все было нормально. Но через некоторое время воспитатели и нянечки стали жаловаться на Никиту, говорить, что он не желает и не может воспринимать обучающие игры, не может подолгу заниматься одним делом, что Никита очень импульсивен, вспыльчив и неуправляем. Нам дали направление в поликлинику на прием к врачу-неврологу, где поставили диагноз «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью». Расскажите, пожалуйста, в чем опасность данного заболевания, и какие проблемы ждут моего ребенка в будущем».
По каким признакам у ребенка диагностируется гиперактивность и дефицит внимания? Кроются ли корни болезни в генетике? Куда обратиться за помощью? Как помочь ребенку дома, в детском саду, в школе? На эти и другие вопросы отвечают: Лариса Геннадьевна Виноградова, врач-невролог МЛПУ «Зональный перинатальный центр»; Светлана Владимировна Соловей, врач-невролог, заместитель директора по реабилитации МУ Центр социальной и медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; Олег Леонидович Корень, врач-невролог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии НГИУВа, и Вера Ивановна Коломийченко, врач-психотерапевт, заведующая отделением ГУЗ «Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий № 1».
Лариса Геннадьевна Виноградова:
– Родители, приходя на прием, жалуются на чрезмерную активность ребенка, неусидчивость, импульсивность, что проявляется в выкрикивании с места, беготне, в отсутствии чувства стеснения, неуправляемости. В подобных случаях мы диагностируем эмоциональную гиперактивность, вызванную изменениями, повлиявшими на судьбу ребенка и, в частности, на его социальную адаптацию. Синдром гиперактивности с нарушением внимания или же без такового в международной классификации болезней десятого пересмотра имеет свой специальный шифр. В 1980 году появился термин «синдром нарушения внимания» и как его разновидность «синдром нарушения внимания с гиперактивностью». Известно несколько типов данного заболевания, которые шифруются как психиатрическая патология, хотя изначально таких деток приводят все-таки к нам неврологам. Шведские ученые первыми установили, что данное нарушение дофаминового обмена обусловлено генетически.
Как правило, подобные нарушения выявляются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Мои же практические наблюдения свидетельствуют, что родители таких детей страдают, устают, но терпят до последнего, пока ребенок не начинает посещать дошкольное учреждение или же школу. Потом начинаются жалобы со стороны педагогов на неадекватные поступки ребенка, на чрезмерную импульсивность, поскольку он мешает нормальному существованию других детей. Тогда родители, как правило, вынуждены обратиться к врачу. В подобных случаях применяются тестовые методики, определяющие уровень и концентрацию внимания, записывается энцефалограмма головного мозга на предмет патологических изменений, проводится магниторезонансная томография. Посредством вышеперечисленных диагностических процедур важно исключить органическую патологию головного мозга.
Затем, как правило, назначается медикаментозное лечение – это специальные препараты успокаивающего действия, а также занятия с психологом или психотерапевтом. Следует отметить, что наши зарубежные коллеги стали применять в лечении, как это ни странно прозвучит, психостимуляторы – препараты, изменяющие дофаминовый обмен, благодаря чему дети становятся более спокойными. Срабатывает так называемый «симптом выключателя»: сегодня ребенку назначают этот препарат, а завтра он становится другим человеком, то есть спокойным, адекватным, разумным. Но существует целый ряд побочных эффектов, в частности, страдает сердечно-сосудистая система, а кроме того, после отмены лекарства начинается обратный процесс, иными словами, на следующий же день проявления болезни возобновляются. Поэтому многие зарубежные пациенты принимают психостимуляторы всю свою сознательную жизнь. Следовательно, это палка о двух концах – возникает привыкание, периодически нужно менять дозу, но самым печальным являются факты зафиксированных случаев со смертельным исходом.
Данная группа детей попадает в группу риска – многие становятся токсикоманами, наркоманами, они склонны к алкоголизму и даже суицидальным поступкам. Из своей личной практики могу отметить, что таких пациентов у меня становится все больше и больше. И совсем не обязательно, что это дети из неблагополучных семей, зачастую это вполне нормальные семьи, со своими внутренними проблемами, как и у всех нас.
Светлана Владимировна Соловей:
– В помощи таким ребятишкам нам помогают психотерапевты, и мы, на сегодняшний день, крайне нуждаемся в хороших психотерапевтах, ведь главное не только посмотреть ребенка, нужно грамотно скорректировать поведение родителей, рассказать им о последствиях заболевания и, конечно же, помочь построить адекватные взаимоотношения внутри семьи.
Поскольку зачастую синдром гиперактивности выступает как следствие внутрисемейных проблем, а неврологи занимаются уже проявлениями непосредственно болезни, то есть изменениями со стороны нервной системы, в данном случае наша помощь сводится к физиотерапевтическим процедурам и медикаментозному лечению. При тикозных проявлениях назначается одно лечение, при астенических проявлениях, то есть повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, концентрации внимания, назначается несколько иная терапия.
Благотворным оазисом для таких детей являются спортивные секции, танцевальные кружки, то есть такие места, где они безболезненно и по максимуму смогли бы расходовать свою гиперэнергию.
Олег Леонидович Корень:
– Основная тема, которой я занимаюсь, – наследственные заболевания нервной системы. Основная цель медико-генетического консультирования – это первичная профилактика, направленная на предотвращение патологий. Если же рождается ребенок с проблемами, то наша задача помочь в плане лечения, реабилитации и адаптации. Статистические данные говорят о том, что порядка 10% детей имеют синдром гиперактивности с нарушением внимания, причем мальчики страдают чаще. К примеру, в США этот процент колеблется от 15 до 20%. Но это является всего лишь следствием разницы диагностических подходов. Синдром гиперактивности принято считать проявлением минимальной мозговой дисфункции – это группа малых поражений головного мозга. Тяжелые же поражения, как правило, приводят к двигательным нарушениям, таким как детский церебральный паралич, нарушения интеллектуального развития. А минимальные мозговые дисфункции называют «клиническим ассорти», то есть это набор небольших нарушений. Всевозможные неврозоподобные состояния детей, не имеющие к собственно неврозам никакого отношения, могут проявляться тиками, заиканием, энурезом. На сегодняшний день все предельно ясно – причины кроются в течении беременности и родов (гипоксия, различные токсикозы, угроза прерывания беременности, обстоятельства родов – дети, перенесшие легкую асфиксию в 6-7 баллов). После рождения ребенка крайне важно внимательно относиться ко всякой информации, исходящей от врачей, начиная с банальной выписки из роддома, и стараться вникать в медицинскую терминологию поставленных диагнозов, тогда будет меньше сюрпризов в будущем. Также не нужно стесняться обращаться к нескольким специалистам с одной и той же интересующей проблемой.
Вера Ивановна Коломийченко:
– Наш санаторий функционирует с 1969 года и уже более 30-ти лет возглавляет его Елизавета Афанасьевна Витовская. На базе санатория открыт курс детской неврологии кафедры нервных болезней НГИУВа, где проводится обучение интернов, ординаторов, курсантов, которые приезжают не только из городов Кемеровской области, но и из других регионов страны. У нас внедряются современные методы и технологии лечения, новые медицинские препараты.
В нашем санатории проходят курс и реабилитацию более 90 детей ежеквартально и порядка 50% из них – с синдромом гиперактивности. Пациенты делятся на три группы: в 1-й самые маленькие, с 3-х до 4-х лет, а в двух других дети с 4-летнего возраста. Такие дети посещают наш специализированный санаторий на протяжении нескольких сезонов, мы с ними работаем, и, как правило, к школьному возрасту порядка 80% проблем компенсируется. В летний период у нас лечатся школьники. Нередко за помощью обращаются мамы малышей, которых только-только устроили в детский садик. Очень важно применять комплексные методы лечения и реабилитации: медикаментозное, физиотерапевтическое, фармакопунктуру, мануальную и иглорефлексотерапию, спелеотерапию, лечение лазером, массажи, лечебную физкультуру наряду с занятиями психотерапевта, логопеда и консультативной помощью кафедральных работников. Амбулаторно мы ведем прием совсем маленьких ребятишек (с годовалого возраста) для оказания комплексной помощи.
Все мы остро ощущаем неуклонное ускорение ритма жизни, и требования, предъявляемые к нам в социуме, с каждым днем становятся выше и жестче. Самые маленькие и беззащитные – наши дети – подвергаются ежедневным стрессам в попытке соответствовать стандартам поведения, начиная с детского сада и заканчивая семейным кругом любящих людей.
Так давайте не забывать о том, что дети с синдромом гиперактивности живут среди нас, и наше будущее неразрывно связано с ними.
Все мы, врачи, учителя и просто окружающие люди, можем подарить им частицу тепла, понимания и терпения, и тогда нелегкий диагноз сможет стать синонимом таланта и жизненной энергии.
Материал подготовила Елена Гавриленко
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com