Данный материал будет доступен только зарегистрированным пользователям
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ
с целью профилактики и повышения качества оказания медицинской помощи сопутствующих психических и поведенческих расстройств (пособие для педагогов и школьных психологов)
Инструкция по применению
УЧРЕЖДЕНИЕ-РАЗРАБОТЧИК:
Белорусский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и медицинской психологии
АВТОР: канд. мед. наук, доц. Т. А. Емельянцева
Подписано в печать 01.12.2011г. Тираж: 20 экз.
ВВЕДЕНИЕ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является синонимом гиперкинетического расстройства (F90).
Всемирная организация детской и подростковой психиатрии в 2004 г. признала синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проблемой № 1 в сфере охраны психического здоровья детей.
Во-первых, СДВГ — самый распространенный медицинский диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).
Во-вторых, СДВГ — функциональный диагноз. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность ребенка затрудняют процесс его обучения, нарушаются отношения ребенка со сверстниками, педагогами и родителями. Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом определяются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, желанием помочь. Работа с родителями в пом случае является первостепенно важной в силу их заинтересованности и того факта, что большую часть времени ребенок проводит в семье.
В-третьих, СДВГ имеет высокую коморбидность с такими психическими расстройствами, как специфическое расстройство развития речи, дисграфия, дислексия, дискалькулия, тики, заикание и др. Нарушения социального функционирования в начальной школе, особенно в случае неадекватного воспитания родителями, могут приводить к развитию асоциального расстройства личности, формированию зависимости от психоактивных веществ и суицидальному поведению. Поэтому так важно на начальных этапах, в первых классах школы, обратить внимание родителей на трудности в воспитании и обучении детей с СДВГ, поддержать их, помочь структурировать жизнь такого ребенка, поверить в его будущее.
Предложенный вариант психообразовательной программы разработан в соответствии с утвержденными протоколами Европейской ассоциаций детской и подростковой психиатрии (European clinical guidelines for hyperkinetic disorder, 2004). Адаптирован к условиям оказания медицинской помощи детям в Республике Беларусь и может быть использован педагогами и школьными психологами в соответствии с проектом протоколов МЗ РБ с целью профилактики и повышения качества оказания медицинской помощи детям с гиперкинетическими расстройствами.
С января 2008 г. психообразовательная программа для родителей по проблемам гиперкинетических расстройств у детей была внедрена в практику Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера. Уже на первых этапах работы обратили на себя внимание высокая мотивация родителей и педагогов к предложенному методу работы.