Об увеличении количества гиперактивных детей часто говорят и педагоги, и родители. Однако многие из них до конца не понимают сущности данного диагноза, приписывая его порой тем детям, которые вовсе не являются гиперактивными. Или, наоборот, игнорируют проявления СДВГ у ребенка, упуская тем самым драгоценное время, которое может быть потрачено на коррекцию его проблемы.
Итак, что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Каковы основные причины и признаки этого заболевания?
СДВГ — это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть легкой недостаточности мозга, главным проявлением которой является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение.
Обычно выделяют три основных проявления СДВГ, к которым относят:
Невнимательность. Чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и низкий уровень концентрации внимания. Таким детям очень сложно длительно выполнять неинтересное для них задание, а интересным делом они могут заниматься часами. Наблюдается также дефицит избирательного внимания и снижение переключаемости внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно, если они яркие, интересные.
Двигательная гиперактивность. Обычно под гиперактивностью у таких детей понимают повышенную двигательную (моторную) активность. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.
Импульсивность. Под импульсивностью подразумевают невозможность контроля над своими импульсами. Например, импульсивные дети не могут дождаться своей очереди в игровой ситуации. На уроках они выкрикивают ответы, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Импульсивность может сочетаться с агрессивным и оппозиционным поведением.
Если наличие диагноза СДВГ подтвердил врач, необходимо понимать, что ранее перечисленные проявления СДВГ могут значительно осложнить нахождение ребенка в детском саду, а в дальнейшем и его обучение в школе.
Родителям гиперактивных детей бывает очень непросто управляться с неугомонными «моторчиками». Психологи предлагают родителям в общении с гиперактивными детьми придерживаться следующих рекомендаций:
1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна изо дня в день должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть.
2. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
3. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах может оказать на малыша чрезмерно стимулирующее действие.
4. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).
5. Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет ему укрепить уверенность в собственных силах, повысит самооценку.
6. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
7. Оберегайте малыша от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
8. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
9. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
10. Заранее договаривайтесь с малышом о времени игры, длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ему сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер. Это поможет снизить возможный приступ агрессии.
11. Выработайте систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
12. Составьте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просите его проговаривать эти правила вслух.
13. Постарайтесь создать тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг с другом на повышенных тонах.
Помните: то, что мы, взрослые, порой воспринимаем как недостаток, можно обратить в достоинство и преимущество. Так, например, в истории спорта известны чемпионы, которым гиперактивность помогла состояться в спорте и добиться олимпийских рекордов. Ярким подтверждением этого является олимпийский чемпион, пловец Майкл Фелпс. Родителей, а потом и учителей Майкла ставили в тупик его хулиганские замашки. Именно плаванье помогло будущему олимпийскому чемпиону найти позитивный выход бурлящей в нем энергии и почувствовать себя успешным человеком.
Дорогие родители, будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку и тогда вы сможете помочь ему найти свой уникальный жизненный путь!
Анна Танакова, педагог-психолог отдела методического обеспечения, МКУ ГЦПСС «Солнечный круг»