В этом году Владик пошел в школу. В детский садик он не ходил, только немного в группу подготовки к школе «Малышок». Сейчас испытывает огромные трудности. Дома я его научила читать, считать, немного писать. Но ему этого явно недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в школе. Он безобразно ведет себя на уроках, не сидит на месте, не слушает того, что ему говорят. С другими детьми не дружит. Если его дразнят или обижают, сразу плачет. А вот дома «отводит душу» и задирает брата. Кроме того, в последнее время заметила, что Влад стал очень рассеянным: он за один месяц два раза терял пакет со сменной обувью.
На последнем собрании учительница мне намекнула, что неплохо было бы перевести сына в другой класс. Но как скажется на нем этот перевод? К тому же фактически «другой класс» считается классом «выравнивания». Мне не по себе от мысли, что мой сын будет там учиться. Да и сам он быстро поймет, что окружающие считают его дураком!
Из-за сложившейся ситуации я конфликтую не только с учительницей, но и с мужем. Он меня постоянно упрекает, что это я вырастила из Владика маменькиного сыночка и двоечника. При этом я не считаю, что мой сын глупее других. Ведь когда он со мной занимается уроками, все усваивает! Может, у него просто такой характер, а учителя не хотят этого учесть? А может, такое поведение — следствие какого-то заболевания?
Светлана Потапова
Уважаемая Светлана! Не всегда нарушения поведения и проблемы с обучением у детей связаны с отклонениями в умственном развитии. Иногда причиной неуправляемости, агрессивности ребенка является неврологическое нарушение — минимальная мозговая дисфункция (ММД). Одна из самых часто встречающихся разновидностей ММД — синдром дефицита внимания/гиперактивности. Это нарушение может проявляться в трех вариантах:
1) когда наблюдаются и дефицит внимания, и гиперактивность;
2) когда есть только дефицит внимания (без гиперактивности);
3) когда есть только гиперактивность (без дефицита внимания).
Минимальная мозговая дисфункция, наверное, одна из самых простых форм неврологических нарушений. Но это не значит, что она не требует врачебного наблюдения и лечения. Наоборот, чем раньше родители обратят внимание на тревожные симптомы у ребенка, тем выше шанс того, что врачи смогут ему помочь. Но обычно явные признаки ММД родители замечают только тогда, когда ребенок пошел в школу. Таким детям тяжело общаться со сверстниками, они неусидчивые, шумные или, наоборот, слишком тихие. У кого-то синдром дефицита внимания выражается в рассеянности и невнимательности. Кто-то становится более плаксивым, кто-то — более возбужденным и агрессивным. Но все эти признаки — уже вторичное проявление синдрома. Первичные неврологические отклонения, как правило, заметны с первых месяцев жизни. Но они не слишком выражены, поэтому и родители, и врачи-педиатры часто не обращают на них внимания. Возможно, и в случае, который Вы описали, ранняя диагностика ММД могла бы помочь избежать теперешних школьных трудностей с Владом.
Как проявляетсяВрач может поставить диагноз дефицит внимания, если у ребенка наблюдаются хотя бы 6 из перечисленных ниже симптомов:
• отсутствие внимания к деталям, неспособность фиксировать повторяющиеся ошибки в работе;
• неумение организовать игру или самостоятельную работу;
• неспособность концентрировать внимание на выполняемой задаче или игре;
• сложности с длительной концентрацией внимания;
• неумение слушать то, что ему говорят;
• неспособность следовать простейшим инструкциям;
• рассеянность;
• забывчивость;
• потребность часто переключаться и отвлекаться от занятия, которым другие дети его возраста могут заниматься подолгу.
Диагноз гиперактивность ставится в том случае, если присутствует как минимум три из таких отклонений:
• неспособность усидеть на месте;
• неуместная излишняя подвижность;
• неспособность играть в тихие игры;
• неуместная разговорчивость.
Любые нарушения внимания, памяти, восприятия, которые мешают ребенку вливаться в коллектив и справляться со школьными заданиями, а также повышенные утомляемость и метеочувствительность, головные боли могут свидетельствовать о задержке в развитии отдельных систем головного мозга. Врачи не всегда в состоянии дать точный ответ, чем именно это вызвано. В научных кругах до сих пор ведутся споры о происхождении этого заболевания. Безусловно, на развитие головного мозга ребенка влияет поведение мамы во время беременности. Злоупотребление алкоголем, курение, недостаточная активность, стрессы могут привести к повреждению мозга плода. Но ММД — не всегда врожденное заболевание. К нему также могут привести родовые травмы или инфекции.
Определенную роль играет и наследственность. Впрочем, мало кто в состоянии связать школьные проблемы своего ребенка с собственными трудностями. К сожалению, этому факту в нашем обществе принято давать не медицинское, а чисто социальное объяснение: мол, «я сам в школе на месте не сидел, вот и сын такой же».
На приеме у неврологаДиагностировать ММД можно с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Главное, чтобы родители и врачи вовремя заметили неблагополучие. На ЭЭГ фиксируется дисбаланс между процессами возбуждения и торможения. Невролог также может отметить задержку развития некоторых структур головного мозга. Иногда на ЭЭГ заметны признаки судорожной готовности, которая приводит к нарушению работы мозга и низкой работоспособности.
Если врач установил, что недостаток внимания, повышенная подвижность и возбудимость не связаны с особенностью темперамента, то заболевание требует лечения. Тактику выбирает только врач, оценивающий все факторы и общее состояние маленького пациента.
Елена Исидоровна Клейнерман,
детский невролог, врач высшей категории, стаж работы более 20 лет
Маме на заметку
Нередко ребенка с ММД в школе считают лодырем и двоечником. Между тем такие дети ничуть не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Наоборот, зачастую они более талантливы, чем остальные. Просто учиться им труднее, к ним нужен особый подход.
Материал был подготовлен и первоначально опубликован в журнале «Домашний доктор» (ИД «Бурда»)
natural-medicine.ru
Почерк укажет на здоровье ребенка
Причины заикания у детей
Сладости из лакрицы вредят будущему ребенку
Стрессы первоклассника
Аутизм
Учим ребенка учиться
Как сделать осанку ребенка правильной
Рецидивирующие инфекции верхних дыхательных путей
Что нужно знать для правильного развития ребенка